x
Размер текста:
Цветовая схема:
Шрифт:
Межбуквенное расстояние:
Межстрочное расстояние:
Картинки:

Мусатова Елена Владимировна

Директор

Высшее образование

Педагогический стаж   28 лет

Высшая квалификационная категория

Формирование здорового образа жизни участниками образовательного процесса

            Здоровье человека – актуальная тема для разговора во все времена.   Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено именно в детские годы. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускному с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8%.

         Здоровье – важнейшая характеристика развития ребенка на протяжении  детства. Традиционные подходы к решению проблемы имеют два варианта:
1. Создание условий для воспитания здорового ребенка через формирование потребности в ЗОЖ;

2. Технологии оздоровления в реабилитационных учреждениях, санаторных и домашних условиях.


Главными факторами или средствами здоровья являются давно известные, но используемые недостаточно:


- сознание человека,

- движение,

- питание,

- ритм жизни,

- самосовершенствование и самооздоровление.


            Очевидно, что начинать формирование здорового образа жизни необходимо у детей еще с раннего возраста совместными усилиями врачей, психологов, учителей, воспитателей и родителей. С момента рождения ребенка родители должны создавать необходимые условия для достижения гармонии духовного и физического развития, активно и гармонично заниматься совершенствованием себя и своих детей. Важная роль в формировании здорового образа жизни принадлежит также школе, где педагог является главным проводником гигиенического и физического воспитания детей на протяжении всего периода обучения.

         Данному аспекту деятельности специалистов  придавал большое значение  В. А. Сухомлинский, который писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

         Формирование здорового образа жизни у детей ведется по следующим направлениям:
- Сознание и здоровье.

- Движение и здоровье.

- Питание и здоровье.

- Ритм жизни.

- Правила долгой и активной жизни.

- Распорядок дня.

- Личная гигиена в борьбе за здоровую жизнь.

- Гигиена тела и одежды.

- Гигиена сна и отдыха.

- Психогигиена и здоровая жизнедеятельность.

- Основы психопрофилактики .

- Профилактика вредных привычек.

- Половое созревание.

            Что мешает вести здоровый образ жизни современному человеку?

         Если рассматривать тенденции состояния российского общества в целом, то можно выделить такие факторы, влияющие на образ жизни взрослых людей, а следовательно, и детей:


         Стрессы.

            Современный человек чаще встречается в повседневной жизни со стрессовыми ситуациями в жизни.

            Это:

чрезмерно напряженные условия труда, обучения (и по времени, и по интенсивности, и необходимость получения 2-3 образований, постоянного улучшения своего профессионального уровня), опасения за свое здоровье и здоровье близких и другие похожие ситуации.

         Питание.

            Всё больше на наш стол попадают продукты с большим содержанием консервантов, подсластителей, подкислителей, усилителей вкуса, генетически модифицированных продуктов, и всё меньше – натуральные продукты.

         Комфорт:

            Кондиционеры, транспорт и т.п. Если в помещении постоянно работает кондиционер, то человек всё хуже переносит жару. Также падает физическая активность, которая иногда сводится к маршруту: дом – остановка транспорта или стоянка автомобиля, остановка транспорта или стоянка автомобиля – дом.

         Телемания:

            Чрезмерное увлечение компьютерными играми, интернет-зависимость. Иногда обязательным атрибутами такого развлечения являются чипсы, печенье, конфеты. И чем больше человек переживает за своего героя на экране телевизора, тем больше съедает, не замечая этого. Иногда доходит до принятия успокаивающих средств. Мало времени уделяется подвижному проведению свободного времени.

         Есть так называемые субъективные факторы конкретного человека:

         Негативный образ мышления (желание винить кого-то в своих проблемах, кто-то нам чем-то обязан, пережевывание обид, начиная от самого рождения и т.д.).

         Наша лень – самый грозный наш противник, и самый хитрый.

          Вредные привычки: прежде всего, курение и употребление наркотиков.

Переедание, как средство «заесть» стресс, из той же области.


            Поэтому не будем говорить: «Зачем стараться, всё равно экология плохая», а будем делать то, что в наших силах.

            Статистика утверждает, что здоровье человека зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

            Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

            Ученые давно предприняли попытки интегративного представления процесса формирования и развития человека как личности с использованием положений различных психологических теорий. Одной из удачных попыток такого рода стала концепция развития личности, предложенная американским психологом Э. Эриксоном.

            По мнению Эриксона, формирование, развитие и изменение личности — это единый, непрерывный процесс, именуемый социализацией, длящийся всю человеческую жизнь. Однако он не является равномерно текущим, и в нем можно выделить ряд стадий. В своих взглядах на процесс развития личности Эриксон придерживался принципа генетической предопределенности стадий, которые в своем развитии как личности проходит человек с рождения до конца жизни. Это означает, что, развиваясь как личность, человек обязательно должен пройти через все восемь стадий, и именно в той последовательности, в какой они описываются в теории Эриксона:


- «кризис доверия — недоверия» (с рождения и до конца первого года жизни);


- «автономия в противоположность сомнениям и стыд» (возраст около 2-3 лет);


- «инициативность в противовес чувству вины» (пpимерно от 3 до 6 лет);


- «трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности» (возраст от 7 до 12 лет);


- «личностное самоопределение в противоположное индивидуальной серости и конформизму» (от 12 до 18 лет);


- «интимность и общительность в противовес личностной психологической изоляции» (около 20 лет);


- «забота о воспитании нового поколения в противоположность эгоизму «погружению в себя» (между 30 и 60 годами);


- «удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию» (за пределами 60 лет).

         Проживание кризисов ребенком, а далее, на более поздних этапах развития личности, взрослым человеком, ведет к формированию новых умений, навыков, ценностей и установок актуальных, а, порой, и просто необходимых на определенном этапе жизни человека. Перефразировав поговорку «Береги платье снову, а честь смолоду», о здоровье можно сказать так «Береги здоровье смолоду, дабы в старости не хворать!».

            Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.

            Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

            Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу. Вместе с тем по прежнему наблюдается "перекос" образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием.

            Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

            Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском доме являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.

            Для этого в детском доме проводится много мероприятий – это работа специалистов: воспитателей, медработников, педагогов, проведение  Дня  здоровья, ежедневные прогулки,  утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, физ. минутки во время занятий, бассейн.

            Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

            Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровьесберегающего процесса в детском доме.

            Микросреда детского дома должна отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям. Она должна отвечать требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений. Важно, например, не только то, что детей в соответствующее по режиму время укладывают спать, а то, как это делают, каким образом обеспечивают глубокий, здоровый сон. Например, засыпать под музыку, или с применением фитотерапии, ароматерапии, ионизации воздуха серебром.

            Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, педагогам, необходимо знать, прежде всего, что сам термин "здоровье" определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

4. Психологическое здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

От чего же зависит здоровье ребенка?

            Во многом здоровье воспитанников детского дома определяется педагогом, его здоровьем – не только физическим, но и психологическим.

            Охрана и укрепление психологического здоровья детей – это создание в группах безопасной атмосферы, рождающей у воспитанников чувство защищенности, доверия к миру, повышение у детей самооценки, формирование позитивной Я – концепции, развитие детского творчества, коммуникативных умений, формирование способности к сопереживанию, умений осуществлять просоциальные акты поведения, повышение у ребенка уровня самовосприятия.

            Современная жизнь с её многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки в связи с тем, что их труд, даже в стабильные времена, отличается высокой эмоциональной напряженностью и стрессонасыщенностью.

            Профессиональная деятельность педагога детского дома характеризуется значительными нагрузками на психоэмоциональную сферу личности. Большая часто его рабочего дня протекает в эмоционально-напряженной обстановке: эмоциональная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. Напряженные факторы такого рода оказывают влияние на эмоциональное и физическое самочувствие педагога: появляется нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания.

            Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье.

            Многие педагоги обладают недостаточной сформированностью адекватных способов эмоционального реагирования на трудности непрогнозируемых сложных ситуаций, обнаруживают низкий показатель степени социальной адаптации. Некоторые не умеют снимать чрезмерное эмоциональное напряжение, предотвращать его развитие. Это проявляется в разрушительных последствиях для их психоэмоционального и физического самочувствия, а также негативно сказывается на эмоциональном благополучии детей.

            Здоровье педагога … Оно необходимо не только для его профессионального долголетия, но и здоровья детей, наших воспитанников.

            Здоровый педагог – здоровые дети.

            Вспомним, что по данным Всемирной организации здравоохранения здоровому образу жизни, как фактору, влияющему на здоровье, отведено 50%, а по восточной классификации – все 100%.


            Так что, здоровье человека – в его руках!

            Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице, в школе, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

• Занятия физкультурой, прогулки;

• Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна;

• Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды;

• Бережное отношение к окружающей среде, к природе;

• Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендации, прохождение медосмотра ежегодно – узкими специалистами (стоматолога, хирурга, ЛОРа, окулист);

• Формирование понятия "не вреди себе сам".

            Формирование здоровой личности ребенка возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки.

            Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.