x
Размер текста:
Цветовая схема:
Шрифт:
Межбуквенное расстояние:
Межстрочное расстояние:
Картинки:

Мичри Елена Борисовна

Заместитель директора по УВР

 Высшее образование

Педагогический стаж -25лет 11 м

Высшая квалификационная категория

Организации  досуговой деятельности воспитанников

Под досуговой деятельностью мы понимаем составную часть учебно-воспитательного процесса в учреждении, одну из форм организации свободного времени воспитанников. Что же такое досуг? В современных условиях этому понятию дается следующее определение. Досуг - это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Она продиктована личными потребностями и интересами человека, а не вызвана внешними обстоятельствами, вынуждающими его заниматься такой деятельностью.

Со времен Я.А.Каменского, Ж.Ж.Руссо и И.Г.Песталоцци досугу уделяются большое внимание, отечественные и зарубежные педагоги во множестве работ дают свои рекомендации, как нужно организовать деятельность ребенка, чтобы он раскрыл свои природные задатки, приобщился к культуре своего народа, используя для этого свободное время от занятий и труда.


Теоретический анализ социально-педагогической и методической литературы, Государственного стандарта по образованию и нормативных документов органов образования, периодической печати по проблеме, а также изучение практического опыта деятельности образовательных учреждений детей и подростков позволили сделать вывод о том, что культурно-досуговая деятельность детей - это специфическая, практически основная сфера социальной жизни детских образовательных учреждений, которая создает внешние и внутренние условия для освоения социокультурного опыта человечестваиразвития личности (взрослого и ребенка в их взаимодействии, в автономном или коллективном режимах) в процессе изучения и познания ценностей (духовных, нравственных, эстетических) различных видов культуры. 

Досуговая деятельность - это не только биолого-физиологическая потребность детского организма в отдыхе, т.е. досуг выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную, которая характеризуется следующим:  

$1·   Ей свойственна целенаправленность и продуманность; 

$1·   Осуществляется в свободное время ребенка и протекает как индивидуально, так и коллективно; 

$1·   Ее отличает относительная свобода (в зависимости от состояния здоровья и самочувствия ребенка) выбора досуговых мероприятий и намерений взрослых (программ) связанных с саморазвитием (что чаще всего носит непроизвольный характер), общением, оздоровлением на основе добровольности, активности, инициативы, как отдельного ребенка, так и различных групп; 

$1·   Она обусловлена региональными особенностями, традициями и характеризуется многообразием видов досуговой деятельности на основе разнообразных интересов ребят; 

$1·   Способствует познанию детьми культуры и искусства, формированию их базовой культуры через творческую деятельность родителей (взрослых), основанной на культурологических знаниях, духовной культуре; развитию творческой деятельности ребенка; 

$1·   Досуговая деятельность всегда носит этико-эстетическую норму культуры поведения и формирует у ребенка такие качества, как человечность гуманность, порядочность и увлеченность. 

Все выше сказанное относится не только к здоровым детям. Так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья является полноправным членом общества, он может и должен участвовать в его многогранной жизни, а общество обязано создать для него специальные условия, предоставляющие ему равные с другими людьми возможности для удовлетворения всех его прав. Ребенок с особыми нуждами имеет такие же задатки и способности, как и его нормально развивающиеся сверстники. Задача общества, помочь ему обнаружить, проявить и развить свои дарования с максимальной пользой для семьи и общества. В данном процессе ребенок должен быть не пассивным объектом помощи, а активно действующим субъектом. 


В силу вышесказанного, можно утверждать, что важнейшим средством социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является его социокультурная досуговая деятельность:

$1·   Развитие «особого ребенка» посредством творческой деятельности стимулирует его креативное развитие. 

$1·   В искусстве и музыке проявляются неречевые формы общения, которые дополняют, корригируют и расширяют вербальный опыт ребенка или заменяют его. 

$1·   Досуговая деятельность наполняет жизнь ребенка новыми ощущениями и переживаниями, способствует развитию самосознания. 

$1·   Расширяются и обогащаются представления ребенка о своих возможностях, способностях, развивается уверенность в своих силах. 

$1·   Ребенок становится признанным в обществе на основе своих достижений, что меняет его отношение к себе и другим, зарождается способность к саморегуляции. 

Виды культурно-досуговой деятельности многообразны, и их можно классифицировать, следующим образом:  

$1·   Отдых (активный и пассивный); 

$1·   Развлечения (распространены три вида развлечений по степени активности участия детей: дети являются только слушателями или зрителями, дети - непосредственные участники, участники и взрослые и дети); 

$1·   Праздники (народные и фольклорные, гоударственно- гражданские, международные, православные, бытовые и семейные); 

$1·   Самообразование (целенаправленная познавательная деятельность: чтение литературы, экскурсии, посещение театров и музеев и т.д.); 

$1·   Творчество. 

С уверенностью можно сказать, что такая деятельность выступает важнейшей сферой социально-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения психофизического здоровья, способствует преодолению их изолированности и переходу к их интеграции в общество.
 В нашем центре уделяется большое внимание организации досуга воспитанников .
Кружковой деятельностью охвачены все воспитанники школьного возраста и старшего дошкольного возраста. Система дополнительного образования отвечает интересам и запросам любого воспитанника центра. Кружковая работа в учреждении проводится по расписанию, согласно режиму дня. В центре работают кружки различной направленности:

$1§  физкультурно-спортивное

$1§  Художественно –эстетическое

$1§  Социально – педагогическое

$1§  Научно  – техническое

По каждому из направлений работы проводится большая работа, направленная на развитие субъектного опыта ребенка.

Для организации досуга воспитанников в центре в 2013-2014 учебном году функционировало 12 кружков. Из них:

$1·      Мастерская чудесных ремесел

$1·      Кулинария

$1·      Игра и компьютер

$1·      Занятия в музыкальном зале

$1·      Занятия в библиотеке

$1·      Занятия в бассейне

$1·      Мини-футбол

$1·      Настольный теннис

$1·      Спортивные игры.

$1·      ОФП

$1·      Шашки

$1·      Тренажерный зал

Воспитанники центра посещают кружок  «Дизайна» в ДДЮТ Кировского района.

Вопросы организации досуга,  отдыха и оздоровления детей являются  предметом пристального внимания всего коллектива. 

В системе воспитательной работы используются возможности социума микрорайона, города,  для организации свободного времени воспитанников, расширения их представлений об окружающем мире, осуществление социально-педагогической поддержки. Дети посещают мероприятия, проводимые ДК им Кирова, Библиотечным комплексом, детской библиотекой. В этом учебном году воспитанники побывали на празднике «Планета солнечного детства» в культурном центре ГУ МВД (ДК им. Дзержинского) в ДК им Кирова на интерактивных программах. Посетили цирк «Автово», побывали на экскурсии в библиотеке, на программе «Хлеб всему голова», в библиотечном комплексе дети участвовали в программе «Осенний калейдоскоп». Проводятся мероприятия у нас в центре6 праздник «День учителя», «Осенины», экологическая неделя. В организации досуга воспитанников нам помогают благотворительные общества «Шаг навстречу», «Петербургские родители». Они организовывают поездки детей в театры, устраивают мастер-классы, праздники день рождения . Необходимо продолжить эту работу. В группах проводить коллективные игры, соревнования между группами. Проводить работу по сплочению детского коллектива. Развивать познавательной деятельности ребёнка с ОВЗ,  эмоционально- волевой сферу, обогащать представлений об окружающем мире, формировать коммуникативных навыки воспитанников, формировать культурного поведения.