x
Размер текста:
Цветовая схема:
Шрифт:
Межбуквенное расстояние:
Межстрочное расстояние:
Картинки:

Кузнецова  Надежда  Владимировна,

воспитатель

высшее образование,

 педагогический стаж  37  лет,

 высшая квалификационная категория.

Сценарий   Вечера  Памяти

«Никто  не  забыт,  ничто  не  забыто»

Программное  содержание:

Образовательные  задачи:

-Продолжать  знакомить  воспитанников   с  героическим  прошлым  своей  страны,  малой  Родины -   родным  городом. 

-Расширять   знания  детей  о   Великой  Отечественной  войне,  о  блокаде  Ленинграда:

-продолжать знакомить   с  жизнью  жителей  в блокадные  дни;

- продолжать  знакомить   с     трагической  судьбой   семьи  Тани Савичевой.

-Дать  знания  о   создании  медали «За  оборону Ленинграда».

-Учить  детей  понимать  театрализованные  фрагменты  из  жизни  блокадного  Ленинграда.

-Познакомить  с  музыкальным  произведением   - «Балладой   о   Тане Савичевой»,  учить понимать    его  содержание.

-Учить  называть   места в  городе,  связанные  с  блокадой,  войной:  Московский  парк  Победы,  Пискаревское  кладбище,  Зеленый  пояс  Славы, «Танк-освободитель», «Блокадный  трамвай».

-Познакомить  с  памятными  обелисками,  сооружениями  на Дороге Жизни:

бессмертные  страницы  из  дневника   ленинградской  школьницы –Тани  Савичевой;  Аллея  Славы-  аллея  Дружбы, обелиск  памяти  погибших  школьников  посвящается  этот  обелиск  - Зине  Портновой,  Лени  Голикову; 

памятник   детям,  которые  потеряли  родителей.  Юным  морякам,  сынам полка;  «Цветок  Жизни» – сооружение   в  память  о  детях, погибших  в  годы  блокады в Ленинграде;  900  березок   память  о    блокадных  днях;

Памятник детям - юным  героям  Ленинграда.

-Учить  рассказывать  об  эпизодах   жизни в  блокадном  городе.

-Закрепить  знания   о  том,  как  жители  Ленинграда  сохраняли  памятники,  здания,  сооружения  в  годы  блокады, войны.

Коррекционные  задачи:

- Развитие  мышления,  речи,  памяти.

-Активизация   словаря:  ветеран,  блокада,  прорыв  блокады, обстрел,   кольцо  блокады; 

-Развивать  выразительность  речи.

Воспитательные  задачи:

-Воспитание  уважения  к  людям,  отстоявшим   город   во  время  войны,  блокады.

-Воспитание  бережного  отношения к  городу,  к  памятникам  истории  и  культуры.

-Воспитание  уважения  к  памяти  погибших в годы  войны,  блокады.

Материалы  к  занятию:

Экран,  ноутбук.

 Слайды:   «Ленинград  в  блокаде», «Таня  Савичева  и  записи  из   книжки»,   «Зеленый  пояс Славы».

Модели:  

«Блокадное  окно»,  буржуйка,  чайник,  ватник.

Вечный  огонь – модель .

Видеофильмы: «Салют  над  городом».

Аудиозапись «Звук  метронома», «Воздушная тревога».

 Аудиозапись   « Баллада о   Тане  Савичевой», «Священная  война»,  «Ладога», «Мой  Петербург боевой».

Модели   наград : «Житель  блокадного  Ленинграда», «За  оборону  Ленинграда»,  «Орден Победы», «Золотая  звезда  города-героя».

Плакаты  о  блокаде,  рисунки  детей  о  блокаде,  войне.

Памятные  открытки  для  ветеранов,  сделанные  руками  детей.

«Лист Памяти» (кроссворд),  вопросы  для  отгадывания,  маркер.

Предварительная  работа:

Рассказывание  о   Великой  Отечественной  войне, 

 о начале  блокады - 8 сентября 1941 года.

Возложение цветов  к памятнику «Блокадный  трамвай».

Торжественная  линейка   на  Пулковских  высотах,  возложение цветов.

Встречи  с  ветеранами  войны,  жителями блокадного  Ленинграда,  проведения  Дня  Памяти – 8  сентября – начала  блокады.

Работа  с  письмом  «Молодое   поколение   о  блокаде Ленинграда».

Работа  с  книгой  Н. Ходза  «Дорога  Жизни»,  С. Сапаров «На  дороге Жизни».

Проведение экскурсий  на площадь Победы  к  монументу «Героическим защитникам Ленинграда»,  посещение  музея.

Посещение  Пискаревского  мемориального  кладбища.

Работа  с  иллюстрациями  «Дни  блокады», «Город  в   блокаде», «Тяжелые дни  блокады».

Разучивание стихов  о  войне,  блокаде.

Рассказывание  о  семье  Тани Савичевой, работа  с  иллюстрациями «Таня Савичева».

Знакомство  с   творчеством  О.  Бергольц .

Работа  с книгой «Я  говорю с тобой  из Ленинграда».

Просмотр фрагментов  документального   фильма «Блокада  Ленинграда»,

Просмотр фильма «Зеленые цепочки».

Слушание  песен военных  лет :  из к/ф «Зеленые  цепочки», «На  Безимянной  высоте»,   А. Розенбаум  «Корабль конвоя».

Зал  украшен   документальными  иллюстрациями  блокадных  дней,  войны.  У  стены  в  центре  зала    фрагмент   комнаты  блокадного Ленинграда:   горит  печка-буржуйка,   на  ней  стоит  алюминиевый  чайник;   на  стене  висит ватник.   Окно  комнаты  заклеено  газетной бумагой.

На  стене   вывешены  модели   наград: «Орден  Великой  Отечественной  войны», «Орден Победы», знак «Житель  блокадного  города»,

Медаль «За  оборону Ленинграда», «Золотая звезда города-героя».

На  подставке  большой  портрет  Тани  Савичевой.

Иллюстрации  блокадного  города,  рисунки  воспитанников   выставлены  для  рассматривания  по  залу (  в  зоне  видимости для  зрителей).

                     Проводят   Вечер Памяти  ведущая  и  школьница.

Ведущая:

Сегодня    день  особенный, ребята!

            День Памяти  торжественный, святой.

            71  год  со  дня   снятия  блокады

            Отмечает  город  наш  родной.

 Школьница:

В  этот  день, прорвав  кольцо  блокады,

            Наш  город  из  последних  сил

            Дал  бой  врагам,  отбросив  их  от  Ленинграда,

И  в  яростных  сраженьях  победил.

Ведущая:

Давайте   встанем,  помолчим,

Почтим  героев  Ленинграда.                   

Всех  тех, чьи  жизни унесла,

В  суровый  час  война,  блокада.

 Минута  молчания

Ведущая:

 Сегодня  у  нас  в  гостях  наши  знакомые, наши   любимые  ветераны,  жители  блокадного  города Ленинграда.

Раиса  Ивановна- она  была  2 месячной  девочкой, малюткой  в годы  блокады, Великой  Отечественной  войны.

Нина Александровна, тоже  житель  блокадного  Ленинграда, ей  в годы  войны  было 5 лет.

Валентина Григорьевна, ей  было 9 лет в годы  войны,  блокады, она  помогала  своей  маме  строить оборонительные  окопы вокруг  нашего  города,  рыла   противотанковые  рвы.

Раиса Ивановна  и  Владимир Григорьевич,  им  было  14  лет,  они  были  школьниками в  годы  войны,  блокады.

Этим  людям  с  детства  знакомы  слова   - «война», «блокада».

  Они  в  годы  блокады  были  маленькими  детьми.  Их  родители   были     простые,  но  очень  сильные,  мужественные   люди,        сделали все,  чтобы  их  дети  выжили,   не  умерли    с  голода  и  от  холода;

 выстояли  перед  невероятными  трудностями,  лишениями;  это  они       боролись  с    фашистами,    пережили   эти  страшные  900  дней  и ночей.

Это  дети  людей,  которые  боролись с  фашистами,  которые  не  пустили в  наш  город  врагов…

Как  же  это  было?

Война…  Она  ворвалась  в  мирную  жизнь  нашей  страны  22  июня  1941 года. 

 Школьница:

-По  всей  стране  кровавыми шагами  шла  война,  оставляя после  себя  разрушенные  города,  сожженные   села   и   деревни,  убитых  и  раненых  людей.  Все,  кто  мог  держать  оружие  ушел на  фронт  - защищать  своих  детей,  свою  семью,  свой  дом,  Родину.

Город  и  его  жителей  взяли  в   кольцо,  началась   блокада, которая  продолжалась   900  дней  и  ночей.

В  первые  дни войны  была  написана  песня  «Священная  война».

Песня «Священная  война»

Ведущая:

В  городе  остались  только  женщины,  старики  и   дети.

 Фашисты  хотели    захватить  наш  город,  на  Дворцовой площади провести   парад  фашистских войск ,  но  просчитались  фашистские генералы,  на  их  пути  встал  мужественные     ленинградцы.  Они  не  только  не  пустили  в  Ленинград  фашистов,  но  и  мужественно   воевали,  защищали  Ленинград.

 8  сентября  1941  года   - день  начала  блокады.  Фашисты  окружили  Ленинград,  взяли город  в  кольцо.    Вражеские  самолеты  уничтожили  почти все  склады  с  продуктами. В  городе  начался  голод.  Но  ленинградцы  не  сдавались:  они  рыли       окопы,  противотанковые  рвы,  ставили   бетонные  заграждения,  чтобы  не  прошли  фашистские  танки.  Фашисты не  ожидали  сопротивления  ленинградцев,  бомбили город  с  Пулковских высот,   с  дальнобойных  орудий, сбрасывали бомбы  с  самолетов.

Ведущая:

Тогда  главный фашистский генерал Гитлер приказал  стереть этот  город с  лица  земли,  сравнять  город  с  землей,  а  ленинградцев  всех  убить.  

1 ребенок:

Хотели  враги  Ленинград уничтожить,

Стереть этот  город с  земли.

Сломить этот  город,  прорвать  оборону

Фашисты никак  не  смогли.

2 ребенок:

Враги  окружили  наш  город,

В  блокадном  кольце  Ленинград.

Над  Лиговским,  Невским  проспектом

Снаряды  и  пули  летят.

3 ребенок:

Рано  зима  в  этот  год  наступила.

Морозы  пришли,  холода.

И в мирную  жизнь  ленинградцев

Ворвалась  нежданно  война.

Ведущая:

-  Давайте   посмотрим,  как  это  было…

 Просмотр  слайдов  «Война,  блокада  Ленинграда»   с  комментариями.

Ведущая:

 -  Ленинград  бомбили  каждый  день,  не  умолкали  фашистские  пушки,  которые  обстреливали  Ленинград  с  Пулковских  высот.

Выходит   гостья  и  читает  стихотворение  Ольги  Бергольц: 

Я  говорю  с  тобой  под свист  снарядов,

Угрюмым  заревом  озарена.

Я говорю с  тобой  из  Ленинграда

Страна  моя,  печальная  страна…

Кронштадтский  злой,  неукротимый  ветер,

В  мое  лицо закинутое  бьет.

В  бомбоубежищах   уснули  дети,

Ночная  стража   встала  у  ворот.

Над  Ленинградом -  смертная  угроза,

Бессонны  ночи,  тяжек  день  любой.

Но  мы  забыли,  что  такое  слезы,

Что  называлось страхом  и  мольбой.         

Ведущая:

 Обращает  внимание  на  фото  Тани  Савичевой,  на страницы  из её      дневника.

На экране  появляется  фото  Тани Савичевой  и   страницы  из  ее  дневника.

Выходит  школьник     и   рассказывает (Миша  Старовойтов):

- На  Васильевском  острове  жила   ленинградская  семья  Савичевых.Они  жили дружно,  заботились    друг  о  друге,  вместе проводили  выходные  дни, вечерами  читали  книги, взрослые играли  с  детьми,   гуляли по  городу.   Семья была  большая  и очень   дружная.

Но  война   ворвалась  в   мирную  жизнь … 

 Мама, дядя,  бабушка  работали на заводе, рыли окопы, тушили фугасные бомбы,   и дети   тоже как могли, помогали  взрослым.

Ведущая :

Школьница  Таня  Савичева   вела  дневник  в  страшные  дни  блокады, вот  его  содержание,  обращается  внимание присутствующих  на  экран и читает  страницы  из  дневника.

 Школьник  продолжает:

-Когда   умерли   все  родные,  чудом  выжившая Таня     попала  в  детский  дом. Оттуда  ее  вывезли  на  Большую  землю.  Два  года  врачи  боролись  за  жизнь  девочки,  но спасти  Таню   так  и  не  смогли.    Таня   умерла…

Звучит  аудиозапись «Баллада  о Тане »,  исполняет Эдита  Пьеха.

По  окончании прослушивания  школьник   кладет  цветы  к  портрету  Тани Савичевой,  который  выставлен  на  подставке.

Ребенок:

В  городе  воздушная  тревога,

Вой  сирены  слышится  опять.

Лишь  бомбоубежище  могло

Спасеньем  ленинградцем  стать.

Вой   воздушной  сирены.

Выходят  Андрей Н.  и Даня  Б.

Фрагмент  из  жизни  « Ленинградские   мальчишки»

(инсценировка)

Школьник:

-в блокадном  Ленинграде,  когда  по  радио  не  шли  передачи в  радиоприемнике  работал  метроном.

   Включить  запись «Звук  метронома»

-Его  слышали все  ленинградцы,  они  знали,  если  работает  радио  и  слышен звук  метронома, - значит - город  жив,  метроном  стучит,  как  сердца  ленинградцев. Этот  звук  слышали  все.

Быстрый  темп  означал  начало  воздушной  тревоги,  медленный – отбой  тревоги.

Когда   был  слышен звук  метронома, это  означало, что  город- жив, он  ждет вестей с  фронта,  он  борется..

Школьница:

Стучит метроном,  как  сердца  ленинградцев,

Всех  тех, кто в  блокадном  аду  выживал.

Бороться,  дышать, судьбе  не  сдаваться,

Час  испытаний суровый  настал.

 Ведущая:

-  Как  дети помогали взрослым  во время  войны,  блокады?

(дети  вместе  со  взрослыми   строили оборонительные  сооружения, рыли противотанковые  рвы,  помогали    раненым  в  больницах  и  госпиталях:  стирали  бинты,  одежду, заботились о  раненых,   читали  раненым  новости с фронтов;   ходили  по  домам,  помогали  старикам, дежурили  вместе  со  взрослыми  на  крышах  домов,  тушили зажигательные  бомбы,  засыпали  их  песком,  опускали  в  бочки  с  водой,    работали  на  заводах, писали  письма  на  фронт  своим  родным  и  близким).

 Инсценировка «Письмо  на  фронт»

Ведущая:

 -Ленинградцы  не  только     помогали  фронту:  делали  снаряды  и  патроны,   дежурили  вместе со взрослыми на крышах домов, помогали  старым и немощным людям, противостояли  фашистским  захватчикам,  они  еще    пытались   защитить  об   разрушений   здания,  памятники,  шпили.

Старались  спасти  свой  Ленинград.

Что  делали  жители,  чтобы  сегодня  мы  могли  любоваться  памятниками,  золотыми  куполами  и  шпилями?

 Ответы   детей:

Памятник  А.В.  Суворову  хотели  спрятать  в  одном  из  подвалов  на  набережной,  уже  подготовили  место,  но  памятник  не  проходил  в  дверь,  его  пришлось  вернуть  на  место,  но  обложить  мешками  с  песком. 

Памятники  Петру  1   на  площади    закрыли  деревянными  лесами  и  обложили  мешками с  песком.,  так  закрыли  его  от    разрывов  бомб  и  снарядов.

Скульптурные  группы  Аничкого   моста »Укротители  коней»   жители      сохранили  в  саду  Аничкого  дворца,   закопав  их  глубоко  в  землю.

Шпили  Адмиралтейства  и  Петропавловского  собора   верхолазы  укрыли  специальными   чехлами,  чтобы  издалека  не  было видно  золотого  блеска,  так   как  с  Пулковских  высот  город просматривался, как  на  ладони.

Ведущая:

- О  том,  как  жили   ленинградцы во время  блокады,  войны   вы  сейчас   услышите.  Расскажет нам   житель  блокадного Ленинграда  Валентина  Григорьевна,  ей  в  годы  блокады   было  9  лет,  она  была  такого же  возраста,  как  вы.

Рассказ   ветерана  о  жизни  в  блокадном  Ленинграде, заканчивает  рассказыванием   о  Дороге  Жизни.

1 Ребенок:

Чтобы  спасти  ленинградцев,

Зимой в сорок  первом  году.

С хлебом  шли  в  город  машины,

По  Ладоге, прямо  по  льду.

2 ребенок:

Бомбежки,  метели,  заносы…

Уходят  машины  под  лед,

Но  каждый  шофер  твердо  верил,

Что  город  любимый спасет.

Гостья:

- Давайте  песню  мы  о  Ладоге  споем,

              Ведь  эту  песню  любят все  и знают.

             Она  как  символ  мужества  людей.

             И  пусть  нам   все  сегодня   подпевают.

Песня «Ладога».

Ведущая:

-900  дней  и ночей  длилась  блокада.

14 января  1944  года  наши войска перешли в наступление и  27  января  полностью освободили  Ленинград  от  фашистской блокады,  блокада  была прорвана.   Это  был -  Ленинградский  день  Победы.

Ребенок:

За  город  шли  жестокие  бои,

За  Родину  солдаты  воевали,

И в  январе,  разбив  врага,

Кольцо  блокадное  прорвали.

 Ведущая:

За  мужество  и  героизм,  проявленные  ленинградцами во  время  блокады,  они  были  награждены  знаком  «Житель блокадного  города»  и  медалью

 «За  оборону  Ленинграда»,  а  городу  присвоено  звание  город-герой,  к     флагу  города  прикреплена  Золотая  звезда  Города-Героя.

 Рассматривание  модели   «Медаль  за  оборону  Ленинграда».

Ветеран  показывает медаль «За  оборону Ленинграда», 

 обращается  к  детям:

На  ленточке  муаровой,  зеленой,

Медаль  с  Адмиралтейскою  иглой.

На  слитке   бронзы – город  осажденный,

Наш  Ленинград   идет  в  жестокий  бой.

Медаль  «За  оборону Ленинграда»-

Не  просто  наша  память  о  войне.

Ее  металл  откован   в дни  блокады,

И закалён,  в  невиданном  огне.

1 Ребенок:

Ветер  балтийский  нам  дует  в  лицо,

Так же,  как  в  годы  войны.

 Город  блокадный  зажат  был  в  кольцо.

Но  склонил  головы.

2 ребенок:

Окружённый   врагами   в  военные  дни,

Город  выстоял  в  битве  с  врагом.

Это  мы  никогда  забывать  не  должны,

Мы  о  городе  славном  поем.

Песня  «Мой  Петербург  боевой»

Ведущая:

   -Уважаемые  гости, ветераны,  ребята! Давайте  вместе  заполним 

Лист  Памяти   « Никто  не  забыт,  ничто  не  забыто»,   а  вы  нам  помогите.

 Житель  блокадного города   читает  вопросы,  гости     и  дети отвечают  на  вопросы,  ребенок  записывает ответы.

Ведущая:

Сегодня  опять  окружен  Ленинград,

Кольцом,  но  уже  не  блокады.

Прошел  Пояс  Славы  во  славу  солдат,

Защитников  Ленинграда.

Просмотр   слайдов «Зеленый  пояс  Славы»  с  комментариями Комментарии  к  слайдам «Зеленый  Пояс  Славы:

Это  уникальный  памятник,   находящийся,  там,  где  проходила  оборона  города,  где  защитники  Ленинграда  остановили  фашистские  дивизии,   где   проходил  рубеж   героической  обороны  Ленинграда,  называется  он  Зеленый  Пояс  Славы.

Посвящен  он  мужеству  и героизму,  проявленными  защитниками   Н