x
Размер текста:
Цветовая схема:
Шрифт:
Межбуквенное расстояние:
Межстрочное расстояние:
Картинки:

Кудряшова Лариса Борисовна

 Воспитатель

 Образование - высшее

 Педагогический стаж  20лет

Конспект занятия

« Русские богатыри»

Цели:

- дать детям представление о богатырях – защитниках Древней Руси;

- познакомить с оружием богатырей;

-ввести в словарь новые слова: «меч», « булава», « палица», «кистень», « сабля».

-воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.

Оборудование: иллюстрация богатыря Древней Руси; карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, кистень, сабля) и оружия современных воинов (пистолет, пушка, наган, кортик), силуэты богатырей в доспехах; фломастеры.

                    Ход занятия.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Они славились богатырской силой, об их подвигах слогались сказки и былины. Жили среди русичей богатыри.

                - Дети, как вы думаете, кто такие богатыри ?

Богатырь – это человек безмерной силы, стойкости и отваги, совершающий воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов – стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамеченным не проскользнет, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдет. (Показать детям иллюстрацию с изображением богатыря Древней Руси.)

         - А как вы думаете, какие были богатыри?

        - А откуда мы с вами узнали о богатырях? (Из былин, русских народных сказок, поэм.)

        - Что такое былины?

Былины – это рассказы о том, что было давным –давно.

        - А в каких русских народных сказках рассказывается о героях – богатырях? ( « Соловей – разбойник», « Финист- Ясный Сокол», « Никита Кожемяка», « Змей Горыныч» и др.)

   - Дети, а с кем боролись герои- богатыри? ( С Соловьем- разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным.)

  - Ребята, а в каких авторских сказках рассказывается о богатырях? ( В сказках А. С. Пушкина.)

Давайте вспомним эти сказки. (« Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», « Сказка о царе Салтане»)

Ребята, мы уже прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской. Как звали самых известных богатырей? ( Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Никита Кожемяка, Вольга и Микула.)

- Вспомните, перед тем как отправляться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому воину?

Ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти.

  Вот послушайте, что выбирали наши герои:

                     Ехать направо –

                     Деньги и слава,

                     Ехать налево –

                     Конь пропадет.

                     Если упрямо

                     Двинешься прямо –

                      Голову сложишь,

                     Значит , вперед!

 - И какой же путь всегда выбирали богатыри?

Почему богатыри всегда выбирали самый опасный и самый трудный путь, как вы думаете?

 Богатыри всегда были уверены в победе и знали, что они сильные и идут на правое дело – на защиту слабых и обиженных.

  - Ребята, а что такое Родина?

 - Как вы думаете, богатыри любили свою Родину?

 - Почему они всегда вставали на ее защиту?

Давайте вспомним пословицы о доблести и любви к Родине и объясним значение каждой пословицы.

С детьми организуется игра « Назови пословицу» по кругу с мячом. Каждый ребенок, к которому попадает мяч, вспоминает и проговаривает пословицу о смелости, силе, отваге, объясняет ее значение.

« Сам погибай, а товарища выручай», « С родной земли – умри, не сходи», « Жить – Родине служить» и т. д.

Богатырей называли защитниками Отечества.

 - Почему их так называли?

 - А кого в наше время называют защитниками Отечества?

             Физкультминутка.

 

Богатырь- вот он каков:              Показывают силача

Он силен, он здоров,

Он из лука стрелял,

Метко палицу бросал,                  Имитируют движения

На границе стоял,

Зорко- зорко наблюдал.

 Подрастем мы и, смотри,             Поднимаются из положения сидя

Станем, как богатыри!

Русь в старину называли Святой, Великой, богатырской. Как вы думаете, почему ее так называли?

Мы с вами уже говорили, что богатыри были сильными, могучими, отважными и дружными. И богатыри всегда побеждали. А как вы думаете, откуда бралась эта непомерная сила у богатырей?

 Они всегда тренировались: упражнялись в умении владеть мечом, копьем, упражнялись в силе, выносливости, ловкости, быстроте; упражнялись в скачках на конях, боролись друг с другом: кто кого победит?

 Давайте и мы с вами поупражняемся в силе и ловкости!

 

Проводится игра «Перетягивание каната».

 

Ребята, а как вы думаете, оружие у богатырей было такое же, как и у наших современных солдат?

Давайте рассмотрим оружие богатырей. (Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображением оружия богатырей: меч, булава, кистень, сабля, просит ребят повторить названия.)

Проверим, какие вы внимательные: из предложенных карточек отберите оружие богатырей. ( Воспитатель показывает карточки с изображением оружия богатырей и современных воинов.)

  Молодцы! Вы оказались очень внимательными , и я хочу сделать вам подарок – рисунок богатыря. Его доспехи вы можете раскрасить сами.