x
Размер текста:
Цветовая схема:
Шрифт:
Межбуквенное расстояние:
Межстрочное расстояние:
Картинки:

Гайдаенко Татьяна Алексеевна

Педагог дополнительного образования

Высшее  образование

Педагогический стаж 34г.

Высшая квалификационная категория

Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) Детский дом №1 для детей с ограниченными возможностями здоровья Кировского района Санкт-Петербурга.

                                                          

Принято                                                                                                     Утверждаю

на педагогическом совете                                                                        Директор

протокол №

от

Образовательная программа

“Мастерская чудесных ремесел”.

возраст детей: 6-9 лет

срок реализации: 2 года

Автор-составитель: Гайдаенко Татьяна Алексеевна

Педагог дополнительного образования.

Санкт-Петербург 2010 г.

Структура.

$1                  I.     Пояснительная записка.

$1                II.     Учебно-тематический план.

$1             III.     Содержание.

$1              IV.     Методическое обеспечение.

$1                V.     Список литературы.

$1                                                                                                                                                     I.     Пояснительная записка.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность, нацелена на обеспечение всестороннего развития ребенка, на воспитание его общей эстетической культуры, художественного вкуса. Содержание программы связано с одним из главных факторов, определяющих цель развития и восприятия детей – с интересами, потребностями и возможностями самого ребенка, который является личностью, способной к самостоятельной активной творческой деятельности.

Новизна и отличительные особенности программы в разнообразии тематики занятий для детей с психическими и физическими отклонениями; в использовании индивидуального подхода к каждому ребенку. Практическая деятельность детей направлена на освоение различных видов художественно-изобразительной деятельности, на приобщение детей к традиционным ремеслам и декоративно-прикладному искусству.

Актуальность заключается в том, что все виды деятельности, включенные в программу дают возможность значительно продвинуть ребенка с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью, выявить потенциальные возможности и интересы каждого ребенка и учитывать это при организации работы.

Педагогическая  целесообразность состоит в том, что программа направлена на детскую продуктивную деятельность, на реализацию ребенком потребности к самостоятельной деятельности, на полноценное и разностороннее развитие личности ребенка. Спокойная самостоятельная деятельность снимает у детей агрессивность, создает положительные эмоции.

Цель: создание условий для удовлетворения творческих и образовательных возможностей у детей с отклонениями в развитии через занятия художественно-изобразительной и прикладной деятельностью.

Задачи.

$11.     Обучающие:

 

- научить работать с различными материалами: природным материалом, бумагой, тканью, мехом, соленым тестом, деревом, нитками, лентами, учитывая их специфические особенности.

- привить детям навыки и умения по элементарной технологии изготовления изделий из предложенных программой материалов.

- обучить способам обработки и приемам создания тех или иных изделий, позволяющим ребенку реализовать свои творческие замыслы.

- дать знания о разных видах декоративно-прикладного искусства, доступных детям дошкольного и младшего школьного возраста; о средствах выразительности.

    

$12.     Развивающие:      

- расширить представление детей о традиционных русских ремеслах, выделить их отличительные черты: декоративность и выразительность.

- развивать в процессе деятельности наблюдательность, воображение, речь, мелкую моторику.

- развивать умение анализировать, обобщать, планировать и обдумывать; использовать в работе элементарные схемы и чертежи.

- развивать чувство цвета, формы, величины.

         3. Воспитательные:

        - приобщать детей к разнообразным видам художественной деятельности.

        - создавать во время работы положительный эмоциональный настрой.

        - воспитывать терпение, выдержку, коммуникативные качества.

Отличительной особенностью данной программы является форма организации работы – объединение детей небольшими подгруппами (мини-группы), что связано с физическими и психологическими особенностями данных детей.

Возраст детей от 6 до 9 лет.

Срок реализации программы – 2 года.

Формы и режим занятий:         

 

- занятия проходят в мини-группах и индивидуально.

- широко используется индивидуальный подход, учитываются особенности психического развития и интеллектуальная недостаточность.

- занятия проходят 3 раза в неделю по 1 часу, бывают 35 минут или 45 минут – в зависимости от возрастных возможностей детей.

Ожидаемые результаты по программе – это, прежде всего, расширенные интеллектуальные и художественно-практические возможности. Воспитанники детского дома научатся работать с различными материалами: природным, бумагой, тканью, мехом, соленым тестом, деревом, нитками, лентами. У них сформируются навыки и умения по элементарной технологии изготовления изделий из предложенных материалов. У детей расширится представление о традиционных русских ремеслах. Получат свое развитие эмоционально-волевые мотивационные компоненты. Программа и её выполнение способствует реализации индивидуальных возможностей воспитанников, развитие у них креативности.

 

Формы подведения итогов – это организация тематических выставок и итоговых занятий в конце года.

Проведение праздника “Мастер ЗОР” (золотые руки), включающего викторины, конкурсы, фотогазеты, вручение призов.

Ярмарка ремесел.

$1                                                                                                                                           II.     Учебно-тематический план.

     Первый год обучения.

NN

Разделы и темы.

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

1 ч.

1 ч.

 

2.

Аппликация

        Аппликация из засушенных растений

        Аппликация из бумаги

10 ч.

8 ч.

2 ч.

2 ч.

8 ч.

6 ч.

3.

Декупаж

12 ч.

2 ч.

10 ч.

4.

Рисование

15 ч.

3 ч.

12 ч.

5.

Лепка изделий из соленого теста

12 ч.

2 ч.

10 ч.

6.

Мягкая игрушка

24 ч.

3 ч.

21 ч.

7.

Вышивка лентами

12 ч.

3 ч.

9 ч.

8.

Изготовление бус из ткани

12 ч.

1 ч.

11 ч.

9.

Итоговое занятие

2 ч.

-

2 ч.

                 Итого                                                                         108 часов

Освоив программу первого года обучения, ребенок будет знать основные способы обработки различных материалов;  владеть навыками и умениями изготовления простейших сувениров и образцов. Ребенок познает на самостоятельном опыте, что такое творчество.

                  Учебно-тематический план.

     Второй год обучения.

NN

Разделы и темы.

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

1 ч.

1 ч.

 

2.

Аппликация

        Аппликация из засушенных растений

        Аппликация из соломки

        Аппликация из бумаги

4 ч.

9 ч.

6 ч.

1 ч.

2 ч.

1 ч.

3 ч.

8 ч.

5 ч.

3.

Декупаж

12 ч.

1 ч.

11 ч.

4.

Рисование

18 ч.

2 ч.

16 ч.

5.

Лепка изделий из соленого теста

10 ч.

-

10 ч.

6.

Мягкая игрушка

24 ч.

3 ч.

21 ч.

7.

Вышивка лентами

10 ч.

-

10 ч.

8.

Изготовление бус из ткани с использованием бисера, стекляруса и лент

12 ч.

-

12 ч.

9.

Итоговое занятие

2 ч.

-

2 ч.

                 Итого                                                                         108 часов

Освоив программу второго года обучения, у детей расширится кругозор в области художественно-изобразительной деятельности, увеличится словарный запас. Дети приобретут навыки и умения в изготовлении поделок, более сложных сувениров. А творческий характер работы будет способствовать реализации индивидуальных возможностей воспитанников.

$1                                                                                                                                        III.     Содержание программы.

Первый год обучения.

 

$11.     Вводное занятие. Теория: беседа о направленности занятий, показ работ детей, знакомства с правилами техники безопасности.

$12.     Аппликация.

$12.1.   Аппликация из засушенных растений.

          Теория: - знакомство с инструментами и материалами, необходимыми в   

                           работе

                        - уточнение представления об узоре

                        - подбор фона

                        - рассматривание образцов

         Практическая работа: - сбор и засушивание растений

                                               - выполнение узора в круге, в квадрате

                                               - выполнение работ на основе шаблона и по образцам

                                               - выполнение работ по замыслу

$12.2.Аппликация из бумаги.

           Теория:  - объяснение и показ различных приемов: симметричного

                            вырезывания, многослойного, рваная аппликация, мятая

                            аппликация.

         Практическая работа: -  изготовление несложных композиций из готовых и    

      &nbs